Хотелось бы заметить, что практически все законы 16 января 2014 года были продублированы в той или иной интерпретации представителями провластных фракций ныне действующей власти, а также лично Президентом, многие приняты и вступили в силу. А некоторые положения были даже усилены более тяжкими санкциями, чем «драконовские» законы 16 января. Это свидетельствует только о лицемерии лиц, сменивших одних персоналий во власти на других и желании использовать все рычаги, чтобы эту власть защитить и удержать.
Правовой анализ Законов Украины, принятых 16.01.14 г.,путем открытого голосования народными депутатами.
1. Закон внесении изменений в ст. 297 Уголовного кодекса Украины (об ответственности за осквернение или разрушение памятников, сооруженных в память о тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны – советских воинов – освободителей, участников партизанского движения, подпольщиков, жертв нацистских преследований, а также воинов – интернационалистов и миротворцев). Вышеуказанные изменения уже 28.01.2014 г. Законом Украины №735-VII были снова внесены в ст. 297 Уголовного кодекса Украины, и были приняты путем голосования по обычной процедуре с использованием системы Рада и действуют на территории Украины на данный момент.
2. Закон о внесении изменений в Уголовный кодекс относительно ответственности за отрицание и оправдание преступлений фашизма. Изменения вносились в статью 436-1 Уголовного кодекса, устанавливая уголовную ответственность за пропаганду неонацистской идеологии, публичное отрицание, либо оправдание преступлений, совершенных фашистскими организациями во Второй мировой войне, а также изготовление и (или) распространение материалов, оправдывающих подобные преступления со стороны фашистов и их пособников.
Законом Украины от 28.01.2014 г. №735-VII статья 436-1, в редакции Закона 16 января, была внесена в Уголовный кодекс Украины путем голосования по обычной процедуре с использованием системы Рада. Более того, 9 апреля 2015 года Верховной Радой был принят отдельный Закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики». В связи с чем, статья 436-1 Уголовного кодекса «Изготовление, распространение коммунистической, нацистской символики и пропаганда коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов» была изложена в новой редакции.
3. Закон «О внесении изменений в Регламент Верховной Рады Украины».
Устанавливалось упрощение порядка предоставления согласия ВР на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народных депутатов
Указанные предложения Закона 16-го января на сегодня отменены.Однако новая власть в своих инциативах пошла дальше - 16.01.2015 Президентом Украины Порошенко был внесен законопроект №1776 «Проект Закону про внесення змін до Конституції України (щодо недоторканності народних депутатів України та суддів)», которым предлагалось вообще упразднить депутатскую неприкосновенность. Аналогичное радикальное решение депутатской неприкосновенности предложено группой народных депутатов в законопроекте № 6773 «О внесении изменений в Конституцию». В состав указанной группы депутатов входят представители БПП. В конце 2017 года Президент Порошенко повторно внёс в Парламент очередной проект о снятии депутатской неприкосновенности за № 7203.
4. Законом от 16.01.14 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно ответственности за совершение административных правонарушений во время проведения футбольных матчей)» предлагалось внести в Кодекс Украины об административных правонарушениях и в Закон Украины "Об особенностях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в связи с подготовкой и проведением футбольных матчей" ряд изменений, согласно которым вводились новые виды административного взыскания в виде запрета посещать футбольные матчи лицам, совершившим административные правонарушения на территории спортивного сооружения, на которой проводится футбольный матч.
Принятие данного закона (который к сожалению, был отменен) способствовало бы совершенствованию механизма правового регулирования в сфере ответственности за административные правонарушения. Болельщики смогли бы приходить на стадион с семьей, не боясь, что их ударят, обидят жену или ребенка. Данный запрет посещать матчи позволил бы не пускать на стадион хулиганов.
5. 16.01.2014 года был принят закон «О внесении изменений в УПК (относительно заочного судопроизводства)». Данным законом вводилась новая для национального законодательства процедура уголовного преследования при отсутствии подозреваемого или обвиняемого (in absentia).
Закон впоследствии вместе со всеми законами от 16.01.14 г. был отменен, однако уже 07.10.2014 года, был принят закон №1689-VII «О внесении изменений в УК и УПК относительно неотвратимости наказания за отдельные преступления против основ национальной безопасности, общественной безопасности и коррупционные преступления».
Принятый закон практически дословно копирует положения вышеуказанного закона.
Законом от 16 марта 2017 года № 1950-VIII «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно усовершенствования механизмов обеспечения задач уголовного судопроизводства» в УПК были внесены изменения, согласно которым глава об особенностях специального (заочного) досудебного расследования уголовных правонарушений будет действовать временно, но не позднее дня начала деятельности Государственного бюро расследований. Начало работы Государственного бюро расследований ожидается в конце 2018 года.
6. Закон о внесении изменений в Закон Украины «О бесплатной правовой помощи» (относительно отсрочки вступления в силу положений пункта 6 раздела VI «Переходные положення»), предусматривал отсрочку начала предоставления бесплатной вторичной правовой помощи с 1 января 2014 года до 1 января 2015 года.
Целью данного Закона была отсрочка до 1 января 2015 года вступления в силу положений Закона, которые предусматривают предоставление бесплатной правовой помощи всем категориям субъектов права на такую помощь, в виду отсутствия соответствующего финансирования из Государственного бюджета. Также предусматривалось внесение в проект Государственного бюджета на 2015 год средств для соответствующей реализации его положений.
Однако, редакцией Закона от 14.10.2014 года начало предоставления бесплатной вторичной правовой помощи гражданам (бесплатное представительство интересов граждан в суде) – было смещено еще позже , на 1 июля 2015 года. То есть новый Закон 1697-VII «О прокуратуре», принятый 14.10.2014 г предусмотрел срок начала предоставления вторичной правовой помощи на шесть месяцев позже того, что был принят 16 января 2014 г.
7. Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме» был призван усилить обеспечение безопасности дорожного движения и снижения уровня ДТП. Данным Законом предлагалось внедрить автоматическую фото и видео фиксацию определенных следующих правонарушений. Закон позволял значительно увеличить уровень поступления средств от штрафов за нарушения правил дорожного движения в Госбюджет Украины. И уменьшить число ДТП и количество смертельных случаев и пострадавших на дорогах нашей страны, исключить коррупционную составляющую при выявлении правонарушений и оформлении соответствующих административных материалов.
На сегодняшний день, нормы принятого 16 января 2014 года Закона, касательно фотофиксации правонарушений и усиления административной ответственности в сфере дорожного движения практически в той же редакции реализованы в Законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения), принятого 14 июля 2015 года.
Более того, 07.07.2016 Верховная Рада приняла закон, которым внесла изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, усиливающих ответственность водителей за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции.
8. Законом о внесении изменений в статью 197 Налогового кодекса Украины относительно освобождения налогом на добавленную стоимость операций по ввозу на таможенную территорию Украины природного газа указанная операция была освобождена от НДС. Сделано это было во избежание возникновения кассовых разрывов у НАК «Нафтогаз Украины», своевременных расчетов с поставщиками импортного природного газа и т.д. Несмотря на то, что данный Закон 28.01.14 г. был отменен, его нормы были полностью продублированы в новом законе 28.01.2014 р. N 732-VII, который был принят путем голосования по обычной процедуре с использованием системы Рада.
9. Самым объемным и значимым из законов, принятых 16.01.14 г. является Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины
"О судоустройстве и статусе судей" и процессуальных законов относительно дополнительных мероприятий защиты безопасности граждан" (дальше - Закон № 721-VII, законопроект №3879) Закон № 721-VII от 16.01.2014 предусматривал внесение изменений в ряд законодательных актов
- усиливались меры безопасности в отношении судей, членов их семей, работников суда, работников правоохранительных органов, упрощалась процедура привлечения к административной ответственности за проявления неуважения к суду.
- усиления ответственности за действия, связанные с нарушением нормального функционирования транспорта, нарушения правил проведения собраний, уличных демонстраций, невыполнением требований компетентных государственных органов.
- изменения в Уголовный кодекс Украины предусматривали установление ответственности за: экстремистскую деятельность; увеличение ответственности за преступления связанные с нарушением общественного порядка и пр.
- В Уголовный процессуальный, Хозяйственный процессуальный, Кодекс административного судопроизводства и Гражданский процессуальный кодексы Украины вносились изменения относительно упрощения процедуры вынесения постановления о привлечении к ответственности за неуважение к суду, в ГПК, вместе с вышеуказанными изменениями также об оптимизации обжалования решений суда об установлении юридических фактов.
Целью этого законопроекта являлось создание соответствующих условий и правовых оснований для стабилизации ситуации в стране, недопущения разрастания конфликта, защиты конституционного строя и безопасности граждан.
Для достижения цели законопроекта предлагалось усилить меры безопасности в отношении отдельных категорий лиц и объектов, увеличить санкции за некоторые уголовные и административные правонарушения, установить дополнительные мероприятия влияния для охраны общественного порядка, прав и законных интересов граждан.
Изменения в законодательство о судоустройстве были обусловлены постоянными обращениями судебных органов о необходимости обеспечения безопасности судей. Необходимость усиления мер обеспечения безопасности судей актуальна и на данный момент и связана с выполнением Украиной своих международных обязательств относительно независимости судей. Украина — член Совета Европы, поэтому гарантирование надлежащего уровня безопасности судей — это не что иное, как имплементация международных стандартов. Кстати, в 2016 году был принят Закон «Про судоустрій та статус суддів» №1402, в котором отображены все изменения закона №721
Кроме того,
1. Существование санкций за вышеуказанные правонарушения и в ныне действующей редакции УК Украины, свидетельствует о том, что их опасность, как существовала ранее, так существует и по сей день.
эти нормы отнюдь не является изобретением регионалов или «преступного режима», они есть и в некоторых штатах США, в Канаде и в европейских странах.
2. Законом от 19.06.2014 года ввели ст.110-2 Финансирование действий, совершенных с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя, или захват гос.власти, изменение границ территории или гос.границы Украины.)
- блокировка транспортных коммуникаций, а также захват транспортного предприятия (уже Законом от 23.02.2014 года увеличили ответственность в больших размерах чем Закон от 16.01.2014)
Таким образом, нововведенные нормы действительно не являются чем-то новым для мирового законодательства и действуют во многих развитых странах мира.