В МАЕ РОСТ ЦЕН ЗАМЕДЛИЛСЯ ДО НУЛЯ, ОДНАКО ГОДОВАЯ ИНФЛЯЦИЯ ОСТАЛАСЬ НА ДВУЗНАЧНОМ УРОВНЕ
По информации Госстата, в мае 2018 г. по сравнению с предыдущим месяцем года цены не изменились. Инфляция в годовом выражении – к маю 2017 г. – составила 11,7% (г/г). Сначала года (к декабрю 2017 года) цены выросли на 4,4%.
Инфляционное давление остается высоким:
- Снижение помесячных темпов роста цен до 0,0% в мае 2018 г. (с 0,8% в апреле, 1,1% в марте, 0,9% - в феврале, 1,5% - в январе) несколько замедлило годовую инфляцию, однако она все равно осталась на высоком двузначном уровне.
- По данным Госстата, в мае 2018 г. по отношению к маю 2017 г. цены на потребительские товары и услуги выросли на 11,7% г/г. (см. график ниже). Средняя инфляция за январь – май (к аналогичному периоду 2017 г.) составила 13,2%.
Источник: Госслужба статистики
- Украина сохраняет лидерство среди европейских стран по уровню инфляции последние 12 месяцев ( см. график ниже)[1]. Если в мае 2018 г. ( против мая 2017 г.) цены в Украине выросли на 11,7%, то в среднем по странам ЕС – на 2%, в т.ч. в Польше – на 1,7%, Чехии – 2,2%, Венгрии – 2,8%, Литве – 2,9%, Румынии – 5,4%, а по странам СНГ, в РФ – 2,4%, Молдове – 2,8%, в РБ – 4,4%. Выше инфляция была только в Турции -12,15%.
Инфляция по странам Европы в мае 2018 г. по отношению к маю 2017 г. (г/г), %
Источник: https://tradingeconomics.com/country-list/inflation-rate?continent=europe
НБУ продолжает надеяться на замедление роста цен и выход на прогнозную инфляцию к концу года на уровне 8,9%. Однако:
- С начала нынешнего года (к декабрю 2017 г.) – цены выросли на 4,4%. Это половина от официального прогнозного показателя инфляции на год (9%), достигнутая за 5 месяцев. С такими темпами сохраняется высокая вероятность, что инфляционный прогноз власти будет превышен, а двузначная инфляция останется в 2018 г. и составит не менее 12%. Инфляция замедлится в летние месяцы, однако ускорится осенью и в декабре (более детально - см. инфляционные риски).
- Не поддерживают прогноз НБУ и МФО. В последнем макро-прогнозе Всемирного банка также предупреждается, что инфляция в Украине в 2018 году может вновь превысить официальные прогнозы на фоне повышения расходов на оплату труда.[1] Двузначную среднегодовую инфляции в Украине по итогам года на уровне 11% ожидают и в МВФ.
Исходя из структуры индекса потребительских цен (ИПЦ), наибольший вклад в инфляцию с начала года (к декабрю 2017 г.) обеспечил рост цен на продукты питания и транспортные услуги (см. табл. ниже):
- Продовольственная инфляция задавала темпы роста цен на потребительские товары и услуги. С начала года (к декабрю 2017 г.) цены на продукты питания выросли на 4,6%:
- Продовольственная инфляция объясняет почти половину суммарного роста цен потребительские товары и услуги с начала года.
-
- В мае 2018 г. (к декабрю 2017 г.) зафиксировано повышение цен на 11 из 14 составляющих в группе товаров «продукты питания и безалкогольные напитки». Упали цены только на следующие товары: яйца (-11,2%), сахар (-5,6%), молоко (-2,2%).
- Наибольшими темпами с начала года подорожали овощи (на 20,9% к декабрю 2017 г.), фрукты (15,7%), рыба и рыбопродукты (7,0%), хлеб (6,5%).
- Исходя из структуры индекса ИПЦ, почти 3/4 всей продовольственной инфляции с начала года обеспечили 3 позиции – мясо, овощи и фрукты.
- Продолжился рост цен на алкогольные и табачные изделия (на 7,3% к декабрю 2017 г.). Только в мае цены на алкогольные напитки и табачные изделия повысились на 1,8% м/м, в т.ч. табачные изделия – на 2,4% м/м, алкогольные напитки – на 1% м/м.
- Заметно подорожала одежда и обувь. За 5 месяцев с начала года стоимость одежды и обуви выросла на 4,1% (к декабрю 2017 г.) под влиянием роста производственных издержек и отложенного эффекта девальвации под конец прошлого - начало нынешнего года, когда завозились импортные поставки.
- Значительно – на 9,4% с начала года – подорожали пассажирские транспортные услуги, в т.ч. автодорожные перевозки на 9,7% и ж/д перевозки – на 6,4%. Основные причины – повышение зарплат и предшествующий рост цен на ГСМ. Стоимость ГСМ в мае снова увеличилась. В конце мая 2018 г стоимость заправки для легкового авто с баком 48 литров была на 22,56 грн. дороже, чем в конце апреля 2018 года. А сначала года ГСМ подорожали на 4,1% (к декабрю 2017 г.). В результате, заправить полный бак легковушки на 48 литров (А-95) 31 мая 2018 г дороже, чем 29 декабря 2017, в среднем на 61,44 грн.[1]
- Продолжался ползучий рост цен на ЖК - услуги, хотя в целом их вклад в инфляцию с начала года был незначительным. Рост цен (тарифов) на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива на 0,1% (м/м), по данным Укрстата, произошел главным образом за счет повышения тарифов на водоснабжение на 2,2%, канализацию – на 1,8%, содержание домов и придомовых территорий – на 1,2%.
- Следует также выделить удорожание с начала года услуг связи (+5,9% к декабрю 2017 г.) и продолжающееся удорожание медуслуг (+4,6%), в т.ч. амбулаторных услуг - на 6,8%, что снижает их и без того их низкую доступность для населения.
Первые 5 месяцев 2018 г. показали, что в Украине сохраняется высокое инфляционное давление. Фундаментальные причины остаются прежними:
- Отмена государственного ценового регулирования на социально-значимые товары.
Под конец 2016 г. правительство отменило государственное регулирование цен на социально-значимые продукты, не предложив взамен никаких других альтернативных регулирующих механизмов (напр., сниженный НДС на социально значимые товары, адресные субсидии на товары первой необходимости малоимущим). В результате, в Украине наблюдается стремительный рост цен на эту группу товаров. Сегодня 50-90% из корзины базовых продуктов питания в Украине сопоставимы с ценами в странах Восточной и Центральной Европы, а подчас и выше[2].
- Неподкрепленное ростом экономики повышение минимальной зарплаты.
Это признает и сама власть. Как отмечают в НБУ, «при повышении выплат, должна расти производительность труда - иначе это негативно повлияет на инфляцию, ужесточение монетарной политики и замедлит темпы экономического роста». А в Украине наблюдается как раз такая картина:
- За 2017 – май 2018 гг. минимальная зарплата (МЗП) выросла почти в 2,3 раза (по сравнению с 2016 годом), тогда как цены за это время увеличились на 18,7%. Таким образом, в реальном выражении МЗП увеличилась за это время более чем в 2 раза.
- При этом по итогам 2017 г ВВП вырос всего на 2,5%; промпроизводство сократилось на 0,1%; спад в АПК составил «минус» 2,7%. Безработица держится на около-рекордных уровнях близким к 10% (9,5% среди населения 15-70 лет и 9,9% среди населения трудоспособного возраста). Задолженность по зарплатам за 2017 год выросла на 32,2% или на 576,9 млн. грн. до рекордных 2,37 млрд. грн. (без учета зоны АТО), при этом за январь-апрель 2018 года задолженность еще выросла на 4,4%, достигнув 2,47 млрд. грн.
В условиях слабой экономической динамики политика правительства по разогреванию зарплат (в 2017 г темпы роста реальной, т.е. с учетом инфляции, средней зарплаты стабильно держались около отметки +18-20%, а в январе-апреле 2018 г. +10-12,5%) – это прямой путь к раскручиванию инфляции спроса со стороны потребительских расходов, так и производственных издержек.
- Ухудшение положения аграриев, вылившееся в увеличение себестоимости и сокращение производства аграрной продукции:
- Ограничение господдержки. С 2017 г. власти отменили спецрежим НДС для с/х производителей, предусмотрев прямые дотации на производство продуктов питания. В результате такого перехода объем господдержки аграриев сократился в 3-4 раза. Господдержка, заложенная в бюджет-2018 (как и прошлогодняя) не покрывает потерь от ликвидации спецрежима по НДС. В номинальном выражении она хоть и вырастет с 5,38 млрд. грн. в 2017 г. до 6,32 млрд. грн. в 2018 г., но это далеко не те 15-20 млрд. грн. оборотных средств, остававшихся в распоряжении аграриев еще три года назад. При этом 50% этой суммы могут получить производители всего одной сферы - птицеводства. Трехкратное сокращение господдержки не могло не сказаться на том, что в 2017 году сократили объемы производства и в растениеводстве (на 3,6%) и в животноводстве (на 0,4%). Спад в АПК продолжается и в нынешнем году: в январе – апреле 2018 г. против аналогичного периода 2017 г. производство с/х продукции упало на 0,5%.
- Рост расходов. Расходы на производство продукции растительного происхождения за 2017 год выросли на 23,1%, а животного – на 18,2%. Расходы на производство сельскохозяйственной продукции в Украине в 2017 году выросли на 21,8% по сравнению с 2016 годом.[1] По данным Госстата, расходы на производство сельскохозяйственной продукции в Украине в январе-апреле т.г. выросли на 13,5% по сравнению с аналогичным показателем 2017 г. В частности, совокупные расходы на производство растениеводческой продукции за отчетный период увеличились на 12,2%, животноводческой – на 16,5%.[2]
В дополнение к ним сохранится влияние и других факторов, которые будут давить на рост потребительских цен в 2018 г.:
- Рост цен производителей. С середины 2016 г. продолжает оставаться инфляционный навес за счет опережающего роста цен производителей. В мае 2018 г. рост цен производителей существенно ускорился и составил +16,5 % (к маю 2017 г.) против 11,7% г/г на потребительские товары и услуги – см. рис. ниже. Это отложенная инфляция со стороны затрат производителей, которая частично с определенным лагом переносится на стоимость потребительских товаров и услуг.
- Дальнейший рост административно регулируемых тарифов, прежде всего на услуги ЖКХ.
- Кабмин на заседании 30 мая продлил специальные обязательства компании НАК "Нафтогаз"[1] по поставкам газа для населения и предприятий теплокоммунэнерго без изменения цены до 1 августа. Таким образом, пока цены на газ для населения остались на прежнем уровне.
Тем не менее, пересмотр цены на газ до уровня импортного паритета заложен в Меморандум о сотрудничестве с Фондом в рамках программы EFF. Несмотря на голосование закона по АКС, который еще требует экспертизы МВФ, требование Фонда повысить цену на газ для населения и уровнять ее до уровня c промышленностью остается.[1] [2] В НБУ ожидают приезд миссии МВФ уже после принятия решения о пересмотре цены на газ, что позволит оценить необходимость в корректировке показателя дефицита бюджета.
- Решения "газового вопроса" от Украины ждут в ближайшие недели. Согласно НКРЭКУ, цена газа для населения после приведения ее до рыночного уровня может вырасти на 60-70%.[3] По данным СМИ, в правительство уже зарегистрирован (но не опубликован) проект постановления с прописанной формулой повышения тарифов, согласно которому 1 тыс. кубометров потребленного газа может стоить украинцам 11 тыс. грн. (+58% от нынешней стоимости).[4][5]
- Ускорение роста цен на ГСМ. В середине мая цены на нефть взлетели до 80 дол за баррель. Хотя с того времени цены несколько снизились, говорить о большом снижении не приходится. Сегодня рынок живет в ожидании намеченного на конец июня саммита ОПЕК+.
- Рост цен на транспортные услуги. Местные власти повышают тарифы на коммунальный транспорт. В Киеве проезд в метро с 15 июля будет стоить 8 грн., за ним не замедлит подтянуться стоимость маршруток.
Источник: Сегодня
- Смягчение бюджетной политики на фоне старта предвыборной президентской компании (осенью 2018 г.) и ускорение/увеличение социальных выплат (повышение мзп до 4100 грн., проведение еще одного раунда осовременивания пенсий, повышения пенсий военным и работникам сельского хозяйства и т.д.), что будет увеличивать дефицит бюджета, стимулировать потребительский спрос и раскручивать инфляцию.
В то же время, на сдерживание роста цен в 2018 г. могут повлиять:
- Относительно лучшие перспективы по урожаю, в т.ч. фруктов и овощей, на фоне более оптимальных погодных условий.
Проведение жесткой монетарной политики НБУ по поддержанию на высоком уровне положительных реальных процентных ставок. За этот год ставка рефинансирования была
- увеличена уже дважды. Так, 25 января НБУ повысил свою основную учетную ставку на 1,5 п.п. до 16%. Со 2 марта учетная ставка НБУ была увеличена еще на 1,0 п.п. до 17%, что соответствует порядка 5-6% реальной процентной ставки (номинальная ставка за вычетом прогнозной инфляции). Обратная сторона медали такой политики – удорожание стоимости денег и замедление и без того невысоких темпов экономического роста. [1]
- Очередные изменения в расчете индекса потребительских цен (ИПЦ). Методика расчета ИПЦ не претерпела таких кардинальных изменения как годом ранее: сам набор потребительских товаров и услуг остался прежним, но их веса поменялись (см. приложение 1). Наибольшие изменения затронули уменьшения веса в структуре потребления ЖК-услуг с 7,5% до 6,1% и ГСМ с 5% до 3,9%. По обеим статьям предполагается ускорение инфляции в 2018 г. Поэтому снижение их веса в ИПЦ означает уменьшение вклада в инфляцию со стороны цен на коммуналку и топливо.
Тренд на укрепление гривны, начавшийся в конце января[2], во многом усиленный краткосрочным притоком спекулятивного капитала нерезидентов под покупку ОВГЗ и поддерживаемый благоприятными условиями торговли, также будет влиять на сдерживание инфляции в ближайшие месяцы. Однако фундаментальные факторы давления на гривну остаются. Сохраняются высокие девальвационные ожидания[3] на фоне значительных выплат по внешним долгам и сохранением неопределенности с дальнейшим кредитованием от МВФ (под конец 2018 г. и в 2019 г, когда программа EFF закончится). Следует также отметить, что у МВФ есть негласное правило не давать кредиты менее чем за полгода до выборов. Давление в сторону девальвации гривны усилится осенью 2018 г., обусловив ускорение инфляции в последние 4 месяца года.
[1] Данные для Боснии и Герцеговине приведены за апрель 2018 г. (по отношению к апрелю 2017 г.). [2] https://politeka.net/news/632900-ukraintsev-predupredili-o-rezkom-skachke-tsen/ [3] Данные https://index.minfin.com.ua/markets/fuel/a95 [4] https://www.youtube.com/watch?v=F6yQHwVikE0 [5] https://www.apk-inform.com/ru/news/1096156#.Wx5uc4pgGUk [6] https://www.apk-inform.com/ru/news/1097140#.Wx5vNopgGUk [7] http://gordonua.com/news/money/kabmin-ukrainy-reshil-ne-podnimat-ceny-na-gaz-dlya-naseleniya-do-1-avgusta-248690.html [8] https://ru.tsn.ua/ukrayina/trebovanie-mvf-podnyat-cenu-na-gaz-ostaetsya-groysman-1168470.html [9] Согласно Минэкономики, средняя таможенная цена импортного газа для предприятий, расположенных в Украине, в апреле 2018 года равнялась 8099,76 грн. за тысячу кубометров или 309,9 долларов [10] https://ru.tsn.ua/groshi/gaz-dlya-naseleniya-mozhet-podorozhat-bolee-chem-v-poltora-raza-predsedatel-nkreku-1161147.html [11] С 1 апреля 2017 года в Украине для населения и предприятий теплокоммунэнерго установлена цена на газ в 6957,9 грн за 1 тыс м³ (с НДС, затратами на транспортировку, поставку и распределение газа). [12]http://www.aif.ua/society/social/kabmin_prigotovil_formulu_s_rostom_tarifa_na_gaz_do_11_griven_za_kubometr#id=14351593 [13] https://index.minfin.com.ua/ua/banks/nbu/refinance/ [14] По данным НБУ, по состоянию на 31 мая 2018 г. официальный курс гривны по отношению к доллару укрепился на 9,5% по сравнению с его пиковым значением 25 января 2018 г (26,18 против 28,86 грн./дол). [15] Согласно последнему исследованию деловых ожиданий НБУ, в ближайшие 12 месяцев (I квартал 2018 г. – I квартал 2019 г.) 86,3% предприятий ожидали обесценивания гривны, а 81,3% предприятий считали девальвацию гривны основной причиной инфляции. При этом, предприятия ожидали, что в ближайшие 12 месяцев курс гривны просядет до 29,53 грн/дол. (и это при том, что на момент проведения опроса средневзвешенный курс на межбанке в среднем составлял 26,93 грн/дол). Негативные ожидания подогреваются правительственными прогнозами девальвации гривны до 30,1 грн./дол на конец 2018 г.