ЛЕТО 2018: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАРАСТАЮТ
На начало июля вступили в силу решения, которые повлияют на работу как минимум 3-х отраслей социальной сферы во втором полугодии 2018г.
І. ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ, ПЕНСИИ, СОЦ. ВЫПЛАТЫ
В Украине с 1 июля, согласно закону о Госбюджете на 2018 год, повышен прожиточный минимум (ПМ), но население вряд ли ощутит какие-либо серьезные улучшения.
- ПМ вырос на 4,5% и составил 1777 грн. на одного человека против 1 700 грн. ранее (+77 грн.). Для детей в возрасте до 6 лет он вырос на 67 грн., для детей от 6 до 18 лет — на 84 грн., для трудоспособных лиц — на 79 грн. и для лиц, утративших трудоспособность — на 62 грн.
- Даже по расчетам Минсоцполитики, установленные цифры в половину меньше фактического ПМ, рассчитанного исходя из корзины минимально необходимых потребительских товаров и услуг, стоимость которых ежемесячно индексируется на индекс инфляции.
Повышение ПМ (в т.ч. для нетрудоспособного населения) не является условием для всеобщего повышения пенсий.
- Незначительное повышение пенсий получили чуть более 800 тыс. человек, которым выплачивали менее 1 435 грн. Остальные пенсионеры с минимальной пенсией до 1 декабря не получат повышения т.к. уже получают 1452 грн. (1373+79 предусмотренная пенсионным Законом 2017 г «минимальная пенсионная выплата»).
- Прибавку получили пенсионеры-почетные доноры Украины - 7,7 грн. (+10% от МП), с 170 до 177,7 грн.
- В выигрыше очутились высокооплачиваемые пенсионеры. (10 ПМ для нетрудоспособных). Их пенсия выросла с 13 730 грн. до 14 350 грн.(+620 грн.), но таких в Украине менее 1% от всех 11,7 млн. пенсионеров.
Социальные выплаты привязанные к ПМ существенно не увеличились, а размер повышения не дотягивает даже до 200 грн.
- Так, в зависимости от возраста ребенка помощь: на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, увеличилась от 134 грн. до 168 грн., детям-инвалидам (им предусмотрены надбавки от ПМ в диапазоне 15% - 100% по 12 разным категориям) в среднем на 80 грн. (среди инвалидов, самую большую получат дети-инвалиды подгруппы А от 6 до 18 лет с надбавкой на уход - 127,4 грн., а самую маленькую - инвалиды с детства III группы – 37,2 грн.)
- Максимальный размер помощи на детей, над которыми установлена опека или попечительство ( 2 ПМ для детей соответствующего возраста), увеличился в диапазоне 108 грн.– 103 грн. (с 2984 грн. по 3118 грн. – дети до 6 лет и с 3720 грн. до 3888 грн. – дети с 6 до 18 лет).
- Пенсия по потере кормильца возросла на 1 ребенка на 62 грн. (с 1373 грн. до 1435 грн.), на 2-х детей – на 75 грн. (с 1647 грн. до 1722 грн.) и на 3-х – на 93 грн. (с 2059 до 2152 грн.)
- Максимальный размер помощи детям, чьи родители не платят алиментов, увеличился для детей до 6 лет: на 33,5 грн. (с 746 грн. до 779,5 грн.) и для детей от 6-18 лет на 42 грн. (с 930 грн. до 972 грн). Выплаты равны разнице между 50% ПМ для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев.
- Максимальный размер помощи на детей одиноким матерям увеличился на 84 – 67 грн. (детям до 6 лет с 1492 до 1559 грн., с 6 до 18 лет с 1860 грн. до 1944 грн., студентам до 23 лет с 1762 грн. до 1841 грн.). Если женщина работает или получает другой доход, выплаты будут меньше (равны разнице между 100% ПМ для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев). После повышения ПМ одинокая не работающая мать с 7 летним ребенком, при условии, что она получает пособие по безработице, может претендовать на прибавку пособия в размере повышение 44 грн./мес. (с 1460 грн. до 1504 грн.)
- Не слишком увеличится и минимальный размер алиментов (50% ПМ для ребенка соответствующего возраста). Увеличение составит от 33,5 до 42 грн. (для детей до 6 лет - с 746 грн. до 779,5 грн., а с 6 до 18 лет – с 930 грн. до 972 грн.)
Ни один вид социальной помощи не дотягивает до фактического размера прожиточного минимума, а сам уровень повышения на фоне мизерных выплат практически не влияет на общее благосостояние получателей.
- В первую очередь это касается продуктов питания. По данным Госстата, за последние 12 месяцев (июнь 2018 г. к июню 2017 г.) социальные продукты[1] значительно выросли в цене: большинство подорожало двузначными темпами (см. табл ниже). Из них: пшеничный хлеб — на 18,1%, говядина – на 21,1%, свинина – на 15,3%, курятина – от 14,9% до 20,8%, вареная колбаса –на 19,2%, молоко – на 14,2%, сыр – на 12,6%, яйца – на на 54,7%, масло сливочное – на 18,2%, сало – на 45,6%, буряк и морковка – на 61,5%
Источник: Госслужба статистики
- Если исходить их данных Госстата за июнь т.г., то самое большое повышение (- на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки - 168 грн./мес или 5 грн./день) позволит им купить 1 кг риса, 1 батон, 600 грам. вареной колбасы І сорта, 1 литр молока до 2,5 жирности, десяток яиц, 200 грам. сливочного масла.
- В начале этого года министр соцполитики заявлял, что число бедняков в Украине сократилось до 39,4% исходя из сопоставления доходов населения с фактическим прожиточным минимумом. С мая т.г. фактический прожиточный минимум на трудоспособного взрослого — 4 229 грн, пенсионера — 2 782 грн, на ребенка от 6 до 18 лет — 3 842 грн. Таким образом, семья из двух взрослых (родителей), бабушки (дедушки) и ребенка 10 лет должна иметь доход 15 082 грн/мес, т.е на человека в день 126 грн или 4,8 дол. по текущему официальному курсу НБУ, что не дотягивает до 5 дол в день (по методике расчета ООН: все, кто получает меньше $ 5 в день считаются бедными)
ІІ. МЕДИЦИНА
На фоне победных заявлений МОЗ об успехах медреформы качество и доступность медпомощи в стране падает.
- Согласно июньского опроса Социологической группы "Рейтинг", 44% респондентов отметили, что за последние два года общее качество государственных медицинских услуг ухудшилось, только 14% увидели улучшение, 32% считают, что ничего не изменилось.
- Правительство 2-й год обещает населению новую, построенную по международным образцам систему здравоохранения с гарантированным пакетом медуслуг, высокой зарплатой у врачей и практически бесплатными лекарствами. Это все произойдет, если будет введен новый финансовый механизм, а именно медучреждения приобретут финансово-хозяйственную независимость и заключат договора о медобслуживании в раках программы медгосгарантий.[1]
- Конкретно в 2018 году населению было обещано полностью преобразовать первичный уровень медпомощи (участковую службу), а с 2019 г - приступить к реформам остальной медицины.
С 1 июля стартовал второй этап медицинской реформы, который предусматривал подписание договоров на 2-е полугодие на первичном уровне, и его нельзя назвать удачным.
- По финалу «первой волны» подписания договоров (05.06.2018) их было всего 149, что составило 12% от всех зарегистрированных электронной системе eHealth учреждений или же 6% от всех потенциальных провайдеров первичной медпомощи. В 4-х областях (Волынская, Луганская, Сумская Тернопольская) договора вообще не заключены, а средний уровень прикрепления населения к врачам (читай медучреждениям) составил на момент подписания договоров 17%.
Население не спешит поддерживать медреформу не смотря на постоянные заявления власти о ее чрезвычайных успехах.
- Согласно вышеупомянутого опроса СГ "Рейтинг", 86% опрошенных слышали о национальной программе "Врач для каждой семьи"[1], 12% заявили, что ничего не знают об этом, 55% знают своего семейного врача или терапевта, 44% - не знают. При этом только 36% заявили, что уже избрали себе семейного врача и подписали с ним договор, а вот 64% - пока еще не сделали этого.
Делаются очень опасные для населения и врачей попытки «посадить» новые финансовые отношения на неподготовленную сеть «первички», которая как оказалось не готова к договорным отношениям.
- Хотя большая часть медучреждений и зарегистрировались в eHealth., как потенциальные подписанты, но по факту на 80% территорий страны медучреждения оказались не готовы к подписанию договоров. Цифра 149 (подписанных договоров «первой волны») была достигнута за счет 3-х регионов: г. Киев, Винницкая и Полтавская области, которые и обеспечили почти половину (45,6%) подписанных документов.
- Основные причины такого низкого показателя – невыполнение требуемых для подписанта условий. Среди них: отсутствие статуса неприбыльного предприятия (местная власть не спешит преобразовывать их в неприбыльные предприятия, поскольку теряет рычаги управления, но обязана укомплектовать амбулатории соответственно табеля оснащения и отвечать за организацию медпомощи на территории) и слабая маттехбаза (по причине отсутствия денег на ее обновление). По самым оптимистичным оценкам из всех зарегистрированных eHealth на момент окончания первой волны было 165 неприбыльных предприятий, а уровень укомплектованности оборудованием согласно табеля составил не выше 60%.
- После первой волны процесс регистрации медучрежденийв eHealth резко замедлился. По состоянию на 13.07.2018, т.е за полтора месяца количество зарегистрированных в eHealth медучреждений возросло на 56 единиц (составило 1 286 против 1230). Среди лидеров по общему количеству зарегистрированных медучреждений опять-таки: Львовская, Днепропетровская и Харьковская области, а среди аутсайдеров Закарпатская, Волынская и Луганская. В 7 областях (Винницкая, Волынская, Кировоградская, Луганская, Полтавская, Херсонская и Черниговская) процесс регистрации прекратился, а в остальных в реестр добавляются единицы. Это либо все зарегистрировались, что сомнительно, либо у других нет технической возможности.
Медикам «первички» обещали увеличить уровень оплаты труда в разы, но им не стоит ожидать высоких зарплат.
- В лучшем случае уровень зарплат на первичном уровне достигнет 8-10 тыс. грн, но никак не 18-20 тыс. Денег на такое повышение не хватит ни в тех медучреждениях, которые перешли на договора, ни в тех, которые остались на старой системе финансирования. КМУ не даром исключил из финальной версии постановления «Об утверждении порядка реализации программы медгосгарантий»[2] базу для определения компонента оплаты труда медработников в размере 18 347,50 грн/мес., что косвенно подтверждает, что на повышение денег не хватает, если конечно персонал не начнут массово сокращать.
- И вторая причина, по которой врачам не следует надеяться на повышение, это отсутствие методики начисления зарплат от объёма и качества работы. Т.е. на сегодня в коммунальных неприбыльных предприятиях этот вопрос полностью отдан на откуп администрации. Единственная его юридически закрепленная обязанность в этой части – это выплатить зарплату не менее минимальной (3723 грн./мес.)
Правительство само не верит в свои обещания и незаметно принимает решения, чтобы скрыть очевидный провал, и при этом еще сэкономить бюджет.
- На фоне очень низкого уровня регистрации населения в eHealth, для того чтобы хоть как-то просчитать цену договоров, правительство ввело 2 списка для расчета: «зеленый» по 370 грн. за прикрепленного пациента и «красный» - 240 грн. из расчета статистического количества пациентов на данной территории. Т.е. для того чтобы обеспечит финансирование медучреждения, хотя бы не ниже уровня І полугодия по участкам механически разбросали «недостающих пациентов», но при этом всем сообщили, что это не провал, а стимулирующая мера для активизации прикрепления.
- Этим решением КМУ фактически снизил капитационную ставку для каждого конкретного договора, а значит, спровоцировал урезание первоначально запланированного объёма гарантированных бесплатных услуг. Пока не исчезнет «красный» список, будет действовать правило: чем меньше прикрепленных, тем ниже цена договора. Даже на мизерных 370 грн. правительство пытается сэкономить, выдавая это за реформы. В цивилизованных странах есть подобные методы стимулирования, но не путем снижения выплат, а путем их добавления.
- Понимая что 149 договоров – это «капля в море» и очевидно прогнозируя что «вторая договорная волна» провалится как и «первая», Кабмин перераспределил средства между медсубвенцией и программой «Предоставление первичной медпомощи» соответственно 6 млрд. грн. и 2 млрд. грн. (тогда как изначально в госбюджете было запланировано 8 млрд. грн. на «договорную первичку»). Общая стоимость всех 149 договоров составляет 1,5 млрд. грн., т.е текущий резерв для «второй волны» всего 500 млн. грн. По факту это означает, что практически все медучреждения (за исключением 149) не пожелали переходить на новые финансовые отношения и предпочли старый проверенный сметный механизм финансирования.
- Не готовность электронных систем (eHealth) заставила КМУ временно (как минимум до 01.01.2019 г) разрешить сторонам подписывать договора не через eHealth, а просто в электронной форме при соблюдении правил электронного документооборота, что фактически является нарушением закона о персональных данных.
- И последнее. До 01.01.2019. КМУ разрешил не соблюдать правило об обеспечении доступности медучреждений для инвалидов[1], что по всей вероятности не будет выполнено и в этот срок, т.к. требует дополнительных средств.
На фоне неготовности сети с 1 июля вступит в силу новый перечень услуг первичной медицинской помощи, а значит решение всех возникающих проблем, в т.ч. и финансовых, ляжет на плечи пациентов.
- Правительство обещает бесплатно лечить на «первичке» самые распространенные болезни, проводить периодические осмотры, обеспечивать по утвержденному списку бесплатные анализы (анализ на общий холестерин, глюкозу крови, общий анализ мочи, тесты на ВИЧ, вирусные гепатиты и беременность) и обследования.
- Сам по себе список уже очень урезан и не обеспечивает тех бесплатных услуг, которые наобещало правительство. Например, негоспитальную пневмонию без рентгена, которого нет в перечне, согласно клинпротокола не лечат. Но даже на обещанные анализы и обследования (те, что попали в список) необходимо как минимум на треть больше денег, чем залажено на «первичку» не зависимо из какой программы она будет финансироваться, и как распределены эти средства.[2]
После 1 июля пациенты могут не получить то, что ранее предоставлялось на «первичке» в обязательном порядке.
- Под вопросом вызов врача на дом, особенно если пациент из другого района. Доходит до того, что при подписании декларации врач берет расписку у пациента, что не будет посещать его на дому. В то же время выдать больничный в таком случае (дистанционно) - это нарушить закон.
Под вопросом оказание неотложной медпомощи. В нерабочее время «неотложка»[3] по-видимому, сократит выезды т.к. по заявлениям МОЗ (к детям с температурой или при высоком давлении можно не выезжать), а в нерабочее - может стать платной. При этом пока нет четких указаний в каких случаях «неотложка» все же должна выехать в рабочее время, за исключением того случая, когда пациенту станет плохо прямо в амбулатории.
Помимо провалов с изменением финансовых отношений в отрасли, в других направлениях работы сферы здравоохранения положение не лучше.
Катастрофически ухудшается эпидемическая ситуация в стране.
- Растет инфекционная заболеваемость. Уже второй год идет эпидемия кори, и пока локализовать и ликвидировать ее не удается (за 2017 год заболеваемость выросла в 47 (!) раз). Кроме этого в 2017 году выросла заболеваемость практически по всей группе кишечных инфекций, отмечается увеличение числа заболеваний менингококковой инфекцией, лептоспирозом, столбняком, болезнью Лайма[1], вирусным гепатитом А, краснухой. Растет туберкулёз среди детского населения, а по лекарственно устойчивым формам туберкулеза Украина стала лидером в Европе.
- За 5 мес. этого года – продолжает расти корь (в 37 раз), болезнь Лайма (+73%), лептоспироз, столбняк, вирусный менингит, краснуха (+42%), вирусный гепатит А (+20%). После некоторого спада начался опять рост коклюша (+27%). Начали регистрировать случаи дифтерии среди взрослых (3 случая) и по дифтерии специалисты прогнозируют подъем из-за низкого уровня вакцинации (максимально 30% от плана)[2]
- Растет вспышечная заболеваемость кишечными инфекциями. Если за 6 месяцев 2017 г. было зарегистрировано 79 вспышек острых кишечных инфекций (ОКИ), то уже в этом году за этот период их было 94 и более 2/3 из них возникли в детских организованных коллективах. Впервые за много лет начал появляться промышленный ботулизм. Основные причины вспышек: несоблюдение санитарных правил противоэпидемического режима, плюс отсутствие действенного контроля.
Рост инфекционной заболеваемости наглядно демонстрирует развал системы здравоохранения в части профилактического направления и является серьезным сигналом о том, что полный развал близок и для всей системы в целом.
- Заболеваемость растет по всем группам инфекций (кишечной, воздушно-капельной и трансмиссивной). Суть в том, что разные пути передачи инфекции требуют совершенно разных управленческих решений и методов (от обеззараживания воды до иммунопрофилактики) и рост по этим инфекциям свидетельствует о крайне низком качестве организационной работы, как профильного министерства, так и правительства в целом. Здесь видна вся провальная стратегия, характерная для отрасли:
- срыв госзакупок – провал вакцинации и лечения (из-за недопоставок вакцин и лечебных препаратов);
- развал СЭС – отсутствие санэпидконтроля, в т.ч. эффективного мониторинга за загрязнением факторов окружающей среды (пищевыми продуктами, водой, почвой, воздухом и пр.);
- невозможность нормально лечить инфекции из-за недоступности лекарств и бедности населения, в первую очередь социально опасных (СПИД, туберкулез, гепатит С);
- развал первичного уровня – продавливание неподготовленных реформ и навязывание «первичке» несвойственных функцией эпидрасследований бытовых случаев инфекций, которые ранее выполняла ликвидированная СЭС, а при кадровом дефиците «первички» в 30% эту работу вообще никто выполнять не будет.
Действующая власть пытается исправлять свои же непоследовательные решения, но ликвидировать нанесенный ущерб придётся не один год.
После потери контроля над санэпидситуацией, спустя 4 года (с 2014) власть спохватилась, и начала делать попытки реанимировать санэпидслужбу. Сразу появилось 2 законопроекта, но как это спасет ситуацию спрогнозировать сложно, поскольку страна после экспериментов КМУ уже потеряла большую часть специалистов. Половина из них ушла в новообразованную Госпродпотребслужбу (это структура Минагрполитики), где врачи преобразовались в госинспекторов без медицинских обязанностей, льгот и требований к профессии (5-летнее повышение квалификации получение категорий и пр.).
- Но, даже пытаясь восстановить СЭС, власть и здесь «жульничает», «спихивая» всю ответственность за будущие последствия на места. Если и будет восстановлен прообраз СЭС, ее эффективная работа под большим вопросом. По новым задумкам МОЗ, как и 20 лет назад условную СЭС собираются передать в управление на места. В таком виде она превращается в «карманный» механизм региональных руководителей для воздействия на бизнес. Неэффективности такой модели для Украины была давно и неопровержимо доказана, и от нее отошли еще 10 лет назад.
Этим летом ВР признала работу МОЗ неудовлетворительной в части лечения больных за рубежом
- На основании заключения Счетной палаты в 2016 и 2017 годах более 31% проверенных средств, выделяемых для лечения онкобольных за рубежом, были использованы с нарушениями или неэкономно. По заявлению главы Счетной палаты, за два года из-за неэффективных решений МОЗ не были использованы почти 200 млн. грн. Помимо прочего МОЗ не владел информацией об общем количестве обращений по вопросам направления на лечение за границу, соответствующая комиссия не собиралась, и решения затягивались, стоимость проведённого лечения, и выбор клиник не анализировался и пр.
- На сегодня ситуация кардинально не улучшилась. Уже появились сообщения, что денег у МОЗ на эту программу нет, очередь больных растет, а предложения относительно выделения дополнительных средств от МОЗ не поступали. По предварительным данным на 2018 год эту программу надо увеличить на 302 млн. грн. (для сведения - общий объём программы составляет 389,9 млн. грн., по состоянию на май т.г. уже было израсходовано 279,8 млн. грн. - 72%).
К лету опять начались проблемы с реализацией программы реимбурсации «Доступные лекарства»
- Правительство с 1 июля т.г. расширило перечень лекарств, попадающих под реимбурсацию, за счет 4 препаратов используемых во время трансплантации в дооперационный и послеоперационный период. Одновременно фармацевтическая общественность сообщает, что аптекам несвоевременно возвращают средства даже за те препараты, которые были в списке ранее (лекарства от ССЗ, сахарного диабета ІІ типа и бронхиальной астмы).
- Напоминаем, что на 2018 год на программу «Доступные лекарства» выделено 1 млрд. грн., за 5 месяцев выбрано 42% средств. Изначально эксперты отмечали, что действующая программа недофинансирована как минимум вдвое. Т.о. ее расширение без дополнительного финансового ресурса приведет к еще большему дефициту. На сегодня в программе участвует ок. 1/3 аптек, а несвоевременный возврат денег будет стимулировать выход тех немногочисленных аптек, которые участвуют в программе, а значит, доступность лекарств по программе будет снижаться. (Для информации. На начало 2018 г в Украине насчитывалось 20 500 торговых аптечных точек, из них 16 200 аптек и 4 300 аптечных пунктов. В программе реимбурсации участвует 6 240 аптечных учреждений)
ІІІ. ОБРАЗОВАНИЕ
Реформа образования только продолжает набирать обороты, а вместе с ней нарастают проблемы и скандалы, связанные с ВНО, новым порядком приема в школы, сужением госзаказа и др.
Процесс укрупнения школ идет своим ходом, и малокомплектные школы продолжают закрываться, что не всегда устраивает население.
- Если исходить из статистики МОН на 01.05.2018, то всего опорных школ было создано 529 с количеством филиалов 967. Общее число школ, которые были превращены в филиалы и потеряли статус юрлица на сегодня - не публикуется, но по данным ноября 2017 г таких было 850, а это означает, что вопрос о их ликвидации значительно упрощен. При чем в 2018 г. «оптимизация» сети не сбавляет обороты. Согласно отчету Премьера на Кабмине 11 июля т.г., за 1-е полугодие 2018 г. уже образовано 54 опорных школы и 60 их филиалов.
- В целом за 4 года количество государственных и коммунальных школ сократилось на 7%, количество учителей почти на 1,96% и количество учеников на 2%.
- По данным Госстата , на начало 2016/2017 учебного года количество учеников живущих на расстоянии более 3 км от школы и требующих подвоза, составляло 316 994 человека (из них в сельской местности - 220 697 (70%). Организован подвоз был для 289 732 учеников (91%), в сельской местности - для 214 568 человек (97%), из них по программе «Школьный автобус» для 190 928 человек (89%). На первый взгляд дело обстоит не так плохо, но согласно статистики, дефицит школьных автобусов составляет 35% при том, что треть дорог, по которым они ездят, находятся в неудовлетворительном состоянии[1].
- Масштабные сокращения школ начались после 2014 года[2], после отменены моратория на закрытие общеобразовательных учебных заведений, что и запустило процесс на местах. Зачастую под прикрытием реформы идет захват зданий и земельных участков.
- Недовольство в регионах продолжает нарастать. Так 03.07.2018 в Ровенской области произошел инцидент на заседании сессии Млыновского сельсовета, где рассматривался вопрос о закрытии местной гимназии (последнюю в итоге закрыли). Похожая ситуация сложилась в Хмельницкой области, где 14 июня т.г. Хмельницкий облсовет закрыл начальные классы при Каменец-Подольской специализированной школе-интернате “Славутинка” - общественность утверждает, что произошел захват старинного здания.
Не оправдали себя новые правила приема первоклашек и такая новация как жеребьевка для получения права попасть в школу, где еще остались свободные места.
- В этом учебном году вступил в действие новый порядок зачисления в детей начальную школу. Одной из целей новых правил является выравнивание нагрузок на учителей и устранение переполнения классов (не более 30 учеников). Уходят в прошлое любые тесты или экзамены для будущих первоклассников, которые травмировали детей и провоцировали «благодарности» от родителей.
- Но в новых условиях родители и школы столкнулись с еще боле серьезными проблемами, а коррупционная составляющая не исчезла – она приняла другие формы.
- В больших городах и пригородах, где в последнее время идет интенсивная жилая застройка, нагрузка на школы значительно превышает их возможности. Яркий пример Киев. В Дарницком районе в одну из школ подали заявления родители 343 детей, из них 276 имеют право на первоочередное зачисление. В результате там набрали 9 первых классов. Соответственно помещений для них нет, и школа должна в пожарном порядке искать новые, чтобы разместить детей. Ситуация характерна и для других районов столицы – под учебные классы переоборудуют коридоры, подсобные помещения и пр. Есть предложения даже организовывать филиалы, хотя сделать это за 1,5 месяца практически невозможно, во всяком случае, качественно.
- Для тех детей, которые не попадают в школы по месту жительства, предусмотрена возможность пойти в другую школу, где есть свободные места. Однако количество желающих зачастую все равно превышает количество мест. В этом случае предложен механизм жеребьевки. Он не продуман, по своей сути незаконный и кроме этого вызывает возмущение у родителей, особенной у тех, которые проиграли в этой «лотерее».
- Привязка к регистрации создала дополнительную почву для коррупции – липовые регистрации в тех районах, где находится нужная школа. В соцсетях родителям за $100 предлагают оформить первоклассников в школу "под ключ". Как всегда, первыми пострадают дети из малообеспеченных семей, т.к. у них отнимают шанс попасть в школу даже по месту регистрации.
Результат экспериментов в образовании уже начинает проявляться в падении уровня знаний.
- Результаты ВНО 2018 показали, что по украинскому языку и литературе не преодолел барьер каждый седьмой абитуриент (2018 г – 14.5%, 2017 г. – 7,55%). По математике - порог не преодолели 19% участников тестирования (2017 г — 16,46%).
Объяснение руководителя профильного министерства в этой связи вызывает как минимум «удивление». Снижение результатов г-жа Гриневич объясняет тем, что его снизили выпускники ПТУ, которых (надо понимать) недоучили родному языку в подведомственных ей учреждениях образования.
- Если говорить в целом о ЗНО 2018, как и предыдущие, оно не прошло без нареканий на организацию тестирования с последующими жалобами. В этом году абитуриенты массово жаловались на низкое качество аудиозаписи английского текста, что затруднило тест (апелляционные жалобы подали 66 участников).
Этим летом КМУ снизил украинским ВУЗам госзаказ на 10%.
- Общий объем приема специалистов 191 100 человек, в том числе по дневной форме обучения - 171 355 человек, что меньше утвержденных в 2017 году показателей на 9,6% и 9,5% - об этом сообщил сайт КМУ 11.07.2018.
- Объяснение МО достаточно странное. Причина - снижение количества абитуриентов из-за демографического кризиса (выпускников 2018 было 185 тыс. человек, что на 7,5 тыс. меньше, чем в 2017г) и более чем странно звучит объяснение 4%-го снижения финансирования для медиков, фармацевтов и ветеринаров. Особенно если учесть, что в сфере здравоохранения дефицит врачебных кадров по отдельным уровням медпомощи, специальностям и регионам достигает 50%, пенсионеры составляют до 20% работающих.
- Непоследовательность власти более чем очевидна. С одной стороны в стране идет медреформа, в которой декларируется первоочередное укрепление (в т.ч. кадровое) первичной медпомощи, развитие высокотехнологичной медпомощи, а с другой - сокращается прием на бюджет медиков.
- В целом госзаказ 2018 и определение приоритетных специальностей, на которые он увеличен, говорит о том, что власть не владеет информацией о том, какие же все-таки специалисты нужны Украине сегодня и в перспективе. Уменьшение будет для экономистов, юристов, бухгалтеров (приблизительно на 5%), по направлению "Управление и администрирование" (на 5,7%), "Социальные науки" (на 13,4%), "Гостиничное и ресторанное дело" (на 9%). Средства, которые освободятся, полируется направить на подготовку педагогов, аграриев, IT-специалистов.
- По мнению экспертов, такие новации не более чем желание любым способом сэкономить бюджет. Очень странно думать, что выпускник собравшийся стать юристом пойдёт учиться на математика. Учитывая, что деньги между факультетами теперь перераспределять нельзя, то там где произойдет недобор по специальности, деньги уйдут в бюджет[1].
- Непродуманные действия с госзаказом, безосновательное переформатирование специальностей будет дополнительно стимулировать отток украинской молодёжи для обучения за рубежом.
[1] Социально значимые продукты питания — это минимальный перечень, который необходим человеку, чтобы не остаться голодным и получить достаточно калорий и витаминов. В перечень входят: молоко жирностью 2,5%, сметана (15%), творог (9%), масло сливочное (72%), масло подсолнечное, говядина и свинина (с костями), колбаса вареная I сорта, птица (тушки), хлеб пшеничный и ржано-пшеничный, мука пшеничная высшего сорта, макароны из муки I сорта, гречка, рис, яйца, сахар, овощи борщевого набора.
[2] Договора о медобслуживании в рамках медгосгарантий заключаются со специально созданной для этого Национальной службой здоровья Украины.
[3] В рамках этой программы пациенты должны выбрать врача и таким образом прикрепиться к медучреждению (врачу)
[4] Постановление КМУ от 25.04.2018 № 407.
[5] Требование установлено в постановлении КМУ от 28.03.2018 № 391 и является обязательным
[6] Речь идет о 8 млрд. грн. из расчёта, что на зарплату уходит ок. 60% от выделенных средств медучреждению
[7] Неотложная помощь – это функция первичной медпомощи; время доезда , в отличие от экстренной, - до 6 часов.
[8] Болезнь Лайма (клещевой боррелиоз) – это инфекционная болезнь, которая возникает при укусах клещами.
[9] Третий случай зафиксирован у подростка 15 лет в Киевской области, диагноз подтвержден лабораторно (информация МОЗ от 10.07.2018)
[10] Данные Госстата на 1 сентября 2017 г Экспресс – выпуск 21.11.2017 № 434 /0/05.4вн-17
[11] Данные МО на 01.11.2017.
[12] Закон «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» №76-VIII от 28.12 2014 года