Как можно увидеть из СМИ, на сегодняшний день возникло очень много вопросов вокруг НЫНЕШНЕГО СОСТОЯНИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УКРАИНЕ и с этим вопросом мы обратились к Народному Депутату Украины Дунаеву Сергею Владимировичу. На вопрос какое ж состояние системы, Сергей Владимирович сообщил:
Уляна Супрун была назначена на должность первого заместителя министра здравоохранения Украины согласно распоряжения Кабинета Министров Украины от 22 июля 2016 года №511-р.
Исполнять обязанности министра можно только на протяжении 3-х месяцев, затем кандидатуру на должность министра обязаны подать на рассмотрения в Верховную Раду Украины. За десять месяцев работы У. Супрун Премьер -министр этого не сделал. Поэтому и. о. Министра на своей должности находится нелегитимно, с нарушением Законов Украины. Более того свой диплом о высшем образовании она тщательно скрывает. Из информации политиков и журналистов в Украине он приравнивается к неполному высшему образованию.
Кроме того, и. о. министра не имеет права подавать кандидатов на должность Заместителей Министра, хотя трое из четырех заместителей были назначены 31 августа 2016 года - это говорит о том, что они также являются нелегитимными.
За десять месяцев работы нынешней команды МОЗ единственным их «достижением» являются громкие обещания и пиар.
На самом деле «реформа», которую инициирует команда МОЗ заключается в следующем:
- Сократить количество коек;
- Сократить количество врачей;
- Закрыть, а затем приватизировать тысячи больниц по всей Украине;
- Ввести официальную плату за медицинские услуги;
- Сделать Украину полигоном для испытания лекарств и вакцин;
- Разрушить экстренную медицинскую помощь, которая работает с 2012 года и является лучшей в Европейском регионе (Закон № 5081-У1 от 05.07.2012. Автор: Бахтеева Т. Д.);
- Все закупки лекарств и вакцин передавать международным организациям, которые уже третий год проваливают свои обязательства.
Так, 19 марта 2015 г. коалицией был принят Закон Украины о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины [об обеспечении своевременного доступа пациентов к необходимых лекарственным средствам и медицинским изделиям путем осуществления государственных закупок с привлечением специализированных организаций] № 269-УН1 (далее - Закон). Хочу подчеркнуть, что за данный Закон ни один народный депутат Украины - член фракции Оппозиционного Блока не проголосовал.
Согласно этому Закону был введен новый механизм централизованных государственных закупок с привлечением специализированных международных организаций.
25 декабря 2015 г. Верховной Радой Украины был определен перечень таких организаций, в частности это:
- Детский Фонд Организации Объединенных Наций Украины (ЮНИСЕФ);
- КРАУН ЕЙДЖЕНТС ЛИМИТЕД (Краун);
- Программа Развития Организации Объединенных Наций
(ПРООН).
Но, несмотря на то, что средства государственного бюджета в полном объеме были перечислены этим организациям, перечень и объем лекарственных средств запланированный Правительством так и не был своевременно закуплен.
Так, Министерству здравоохранения Украины для осуществления государственных закупок было выделено из государственного бюджета:
- в 2015 году - 2,2 млрд. грн.,
- в 2016 году - почти 4 млрд. грн.,
- в 2017 году - 5, 9 млрд. грн.
По состоянию на май 2017 г. поставки лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и медицинских изделий на 2015 год еще в полном объеме не завершены, а из выделенных средств в 2016 г. освоено лишь 17% от общей суммы запланированных закупок. Закупки за средства, выделенные в 2017 году ещё даже не начались.
Кроме того, имели место факты поставок лекарственных средств и медицинских изделий с ограниченным сроком годности, что делает невозможным их использование по назначению.
Так, например, в «ОХМАДЕТ» из-за ограниченного срока годности онкобольные дети не смогли воспользоваться жизненно необходимыми препаратами, закупка которых обошлась бюджету на сумму свыше 23 млн. грн.
Также в Винницкую, Житомирскую, Закарпатскую, Полтавскую и Херсонскую область было поставлено препаратов с истекающим сроком годности на сумму 1 млн. грн.
Имели место и случаи закупки лекарственных средств, которые не отвечали реальным потребностям пациентов.
Сегодня уже всем очевидно, что международные закупки - это сверхприбыльный бизнес проект, который не имеет ничего общего с интересами украинского народа.
Кроме международных закупок также существует острая проблема с госпитальными округами.
Их создание инициировал МОЗ на основании статьи 35-2 Основ законодательства Украины об охране здоровья.
С этой целью Кабинет Министров Украины утвердил Порядок создания госпитальных округов [Постановление КМУ от 30 ноября 2016 года №932) и 20 февраля 2017 года МОЗ утвердил Примерное положение о госпитальном округе [Приказ МОЗ Украины от 20.02.2017№165).
Согласно этим документам, облгосадминистрация формирует проект с перечнем и составом госпитальных округов в каждой отдельной области и подает его на согласования с МОЗ, который в свою очередь готовит распоряжение Кабинета Министров Украины.
Это полностью противоречит духу децентрализации и устраняет органы местного самоуправления [областные, районные, городские советы, объеденные территориальные громады) от принятия решений об организации медицинской помощи на своей собственной территории.
Планируется, что в состав госпитального округа будет входить не менее одной многопрофильной больницы интенсивного лечения, для обслуживания контингента населения в 120-200 тысяч человек, а время доставки пациента до такой больницы составит не более 60 минут.
Для полноценного запуска и функционирования госпитальных округов со стороны МОЗ необходима разработка и утверждение следующих нормативных актов:
- Положение о типовые учреждения здравоохранения в составе госпитального округа;
- Табель оснащения отделений больниц;
- Нормы нагрузки на персонал и оснащение;
- Типовая структура подразделений учреждений госпитального округа;
- Нормы пребывания на стационарном лечении;
- Локальные медицинские протоколы;
- Маршруты пациента.
Однако этих нормативных документов до сих пор нет и неизвестно, когда они появятся. Каким образом будет создаваться госпитальный округ, если неизвестно какую медицинскую помощь он должен будет обеспечить?
Кроме того, для реформирования такой важной сферы как здравоохранение недостач, но принятия одних лишь приказов.
В 2012 году было инициировано принятие Закона Украины «Об экстренной медицинской помощи» (от 05.07.2012 г. № 5081-У1, Автор: Бахтеева Т. Д.). Для того чтобы этот Закон заработал, необходимо было обеспечить модернизацию парка машин скорой помощи и обеспечить их всем необходимым для
работы.
В 2013 году, впервые за все годы независимости Украины, на обновление парка автомобилей скорой медицинской помощи во всех регионах Украины из государственного бюджета было выделено 922 млн. грн.
Это дало возможность закупить более 1400 автомобилей.
К сожалению, в последние годы эта работа приостановлена.
В результате этого, на данный момент в Украине для оказания экстренной медицинской помощи имеется в наличии лишь 65% автомобилей от необходимого количества, и при этом они изношены на 70%.
Таким образом, предложенный МОЗ порядок создания госпитальных округов сводится к тому, что из нескольких центральных районных больниц, которые войдут в его состав, полноценно оказывать медицинскую помощь сможет только одна-две, а остальные будут закрыты или перепрофилированы. С учетом значительного расстояния (в 100-120 километров] до центров госпитальных округов, крайне неудовлетворительного состояния дорог, а также высокой цены на проездные билеты для большинства пациентов, особенно пожилого возраста, такая реформа может закончится летально.
Неудивительно, что через полгода после начала создания госпитальных округов, они созданы лишь в половине регионов Украины [в 12 областях и в городе Киеве).
Такие действия со стороны МОЗ никак иначе как геноцидом украинского народа назвать невозможно.
Чего только стоят предложенные Верховной Раде Украины законопроекты, инициированные МОЗ и поданные на рассмотрение Парламента Премьер-министром В. Гройсманом.
Так, на прошлой сессионной неделе в повестке дня стояли четыре законопроекта, а именно:
1) Проект Закона о государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств (регистрационный номер 6327 от 10 апреля 2017 г.)
2) Проект Закона о дополнительных государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств лицам, которые защищают независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины в антитеррористической операции и обеспечивают ее проведения (регистрационный номер 6328 от 10 апреля 2017 г.)
3) Проект Закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (регистрационный номер 6329 от 10 апреля 2017 г.)
4) Проект Закона о внесении изменений в статью 2 Закона Украины «О публичных закупках" (регистрационный номер 6347 от 12 апреля 2017 г.)
Удивительно, что первый из упомянутых законопроектов, посвящен организации оказания медицинской помощи, но при этом главным комитетом по его рассмотрению определен не Комитет Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, а Комитет по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения.
При анализе данных законопроектов бросается в глаза масса критических недостатков:
- Законопроекты МОЗ грубо нарушают статью 49 Конституции Украины, попирая право наших граждан на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения.
- Согласно предложенной ними модели, за счет государственного бюджета планируется оказывать гражданам бесплатно лишь первичную, экстренную и паллиативную медицинскую помощь.
Специализированная и высокоспециализированная медицинская помощь, то есть самая дорогая, будет оказываться на условиях доплаты пациентами части её стоимости.
При этом ни в фактическом, ни в процентном соотношении крайние границы такой доплаты в законе не определены. Так же, как и не известен сам объем гарантированной медицинской помощи, суммы доплаты, тарифы по которым государство будет оплачивать услуги больниц. Сколько вынуждены будут доплатить пациенты за оказание им медицинской помощи? На этот вопрос не готов ответить никто!
- В правительственных законопроектах нет гарантий получения медицинской помощи малообеспеченными гражданами, пенсионерами, ветеранами, чернобыльцами, инвалидами, детыми-сиротами, внутренне перемещенными лицами и многими другими категориями населения, которые нуждаются частом или длительном лечении, а также не имеют финансовых возможностей чтобы платить за себя.
Всё это приведет к увеличению заболеваемости, инвалидности и смертности населения Украины.
- Упомянутыми законопроектами предусматривается создание центрального органа исполнительной власти (Национальной службы здоровья) который будет выполнять как функции единого заказчика медицинских услуг, так и функции контроля за соблюдением условий договоров о медицинском обслуживании населения и находится в прямом подчинении МОЗ. Создание нового органа власти, наделенного такими функциями, кроме дополнительной нагрузки на
бюджет, несет огромные коррупционные риски, в том числе при заложенной в них схеме назначения руководителя этого органа. - Кроме того, этому новому органу власти будут переданы средства медицинской субвенции (в 2017 году эта сумма составила 55 миллиардов гривен), которые сейчас получают органы местного самоуправления.
Изъятие у регионов медицинской субвенции приведет к уменьшению финансирования медицинских учреждений с последующим их закрытием, приватизацией помещений и земельных участков. Лишение органов местного самоуправления бюджетных средств противоречит самой идее децентрализации.
- В законопроектах не учитываются потребности и особенности сельской медицины в Украине.
Принятие этих законопроектов приведет к сокращению доступности медицинской помощи для большинства населения, которое и так находится в Украине за порогом бедности.
Закрытие больниц, сокращение и увольнение медицинских работников создаст напряжение не только в медицинской среде, но и во всем обществе.
В нынешней тяжелой социально-экономической ситуации в стране, недопустимо замалчивать проблемы здравоохранения, путать медицину и политику и откладывать решение этих проблем на неопределенный срок.
(Статья подготовлена по официальным данным которые были опубликованы на сайтах органах правительства Украины, статистических данных и экономических анализов, интервью с Народным Депутатом Украины Дунаевым С.В., автор журналист печатного средства информации Газеты «Первая полоса» ЛГ № 1263-384Р Овчаренко А.В. свидетельство № 7 от 01.03.2017 года).